День
Ночь

Ксения Владимировна Ползикова-Рубец

В блокадном Ленинграде многие школы не прекращали работать. Примером для многих служила Первая Образцовая школа Октябрьского района Ленинграда, которая сейчас носит название Второй Санкт-Петербургской гимназии. Завучем и преподавателем истории в Образцовой школе работала Ксения Владимировна Ползикова-Рубец. Она вела дневниковые записи о том, как и чем жила ее школа в блокадном Ленинграде. Условия обучения были тяжелыми: занятия проходили под звуки сирен, в школьном здании не было света, воды и отопления, а во время  артобстрела дети учились в бомбоубежищах. Мысли полуголодных учеников были заняты едой, переживаниями за близких. На уроках Ксения Владимировна старалась отвлечь ребят от мрачных мыслей и при этом проводить каждый урок так, чтобы они запомнили как можно больше: «К урокам готовлюсь по-новому. Бывало раньше вечера проводила за книгами, чтобы расцветить ярким, красочным материалом урок. Сейчас я себя «ограничиваю». Ничего лишнего. Скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя», — писала она.

После войны Ксения Владимировна написала книгу о школьниках блокадного города «Они учились в Ленинграде: Дневник учительницы» — эта книга о мужестве педагогов и детей, которые раньше времени повзрослели и яснее, чем до войны, осознали ценность учебы.