На XV юбилейном Молодёжном форуме «Машук» подошла к концу образовательная программа I смены «Знание». На ней собрались более 1 тыс. представителей молодого педагогического сообщества со всей страны –учителя, воспитатели, специалисты в сфере дошкольного и дополнительного образования, а также юные члены Федерального детского общественного совета при уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.
Одним из главных девизов образовательной программы форума стал тезис «Образование может быть средним, но воспитание должно быть высшим». Программа смены была разделена на 7 тематических направлений – «Гармония», «Прогресс», «Единство», «Забота», «Поддержка», «Вдохновение» и «Рост».
Руководителями и лекторами направлений стали высоко мотивированные профильные специалисты, прошедшие серьезный отбор. Образовательная часть форума включила в себя встречи с лидерами мнений и известными людьми, экспертные блоки, презентации лучших педагогических практик и форматов, групповую работу и публичные дискуссии.
Ключевыми партнёрами юбилейного форума и заказчиками итоговых продуктов, разработанных в рамках образовательной программы, стали Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ, Федеральное агентство по делам национальностей, Российская академия образования, Росдетцентр, Движение Первых, Институт изучения детства, семьи и воспитания и другие.
В финальный день смены в каждом из направлений подвели итоги работы и презентовали разработанные продукты.
Участники направления «Гармония» подготовили единый методический комплекс, который призван помочь учителю преодолевать кризис нехватки времени в работе с учениками. Набор методических материалов описывает ключевые возможности для профессионального развития и проблемы самоподготовки и саморазвития учителей-предметников. Проработкой инструментария занимались учителя и методисты школ и колледжей, а также студенты педагогических специальностей.
Направление «Прогресс» объединило преподавателей вузов и колледжей, а также сотрудников муниципальных и региональных органов власти, курирующих деятельность в сфере высшего и профессионального образования. Ключевыми итогами трека стали структурирование компетенций и навыков современного специалиста, а также создание сборника полезной информации, который поможет организаторам образовательных программ и мероприятий любого уровня. Презентацию результатов работы посетил представитель заказчика – доктор психологических наук, академик РАО, и. о. вице-президента Российской академии образования Виктор Басюк.
Методисты, учителя начальных классов и заместители директоров школ в треке «Единство» создали пакет заданий для Всероссийского конкурса «Большая перемена». Решая такую прикладную задачу и прорабатывая оригинальные задания, участники направления решали сложные вопросы, например, касающиеся взаимодействия друг с другом преподавателей, учеников и родителей.
Деятельность направления «Забота» была направлена на тестирование новых методик преподавания, а также анализ участниками деятельности своих учреждений, который они проводили с помощью шкалы мониторинга качества условий формирования ценностных ориентаций детей дошкольного возраста. Трек объединил студентов, воспитателей и сотрудников региональных и муниципальных органов власти, курирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.
Участники «Поддержки» обсудили особенности игровых практик, которые используются в работе с подростками и задействуются в процессе социализации. Результатом их работы стали собственные игровые форматы, а также разработка способов решения проблем с коммуникацией. В треке собрались советники, тренеры и специалисты, работающие с подростками в специализированных центрах, кружках, секциях. Участников трека посетил главный заказчик тематического направления – Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова. В рамках встречи также было объявлено, что 4 из 8 представленных игр будут доработаны совместно с экспертами и размещены в подростковых центрах по всей стране.
Участники направления «Вдохновение» разработали и представили проекты образовательных программ, сценарии мероприятий и игровые модели, а также создали «Сборник эффективных практик», полезный для педагогов. Их основой задачей на форуме было обсудить, как обеспечить доступность допобразования для детей с различными образовательными потребностями, а также увеличить охват программ допобразования в малых городах и сёлах, сохранив качество программ.
Для молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет было открыто отдельное тематическое направление смены «Рост». Трек объединил активных участников представительств Федерального детского общественного совета — консультативного органа при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка. Участники не только установили полезные контакты и расширили представления о работе детских общественных советов, но и получили практические навыки по разработке, продвижению и реализации механизмов участия в процессах принятия решений, затрагивающих интересы детей на региональном и федеральном уровнях. Помимо отдельной образовательной программы, проводившейся на базе Центра знаний «Машук», ребята успевали посещать встречи в рамках программы других направлений, «Разговоры о важном» и даже проводить «уроки наоборот», используя технологию реверсивного наставничества.
Кроме того, на I смене состоялся выбор лучшей педагогической практики, презентованной участником. Всего форумчане заявили свыше 70 своих проектов, более 20 из которых были представлены в рамках лаборатории форматов. По итогам смены после сбора обратной связи от участников и анализа посещаемости были выбраны 6 лучших практик — по одной от каждого направления.