Доктор психологических наук, и.о. вице-президента Российской академии образования Виктор Басюк обсудил с участниками юбилейного Молодёжного форума «Машук» платформы Росмолодёжь.События вопросы формирования самосознания ребёнка через педагогическое взаимодействие. Встреча с активистами Движения Первых и молодыми педагогами стала финальной в цикле выступлений спикера, проведённых в течение I и II смен.
В основе самосознания, как подчеркнул Басюк, лежит взаимодействие с социумом, а формируется оно в 5-6 лет, когда ребёнку 5-6 лет.
— Самосознание — это уникальный личностный феномен, который позволяет нам с вами сохранять, развивать, формировать свою собственную уникальность, — отметил Виктор. — Оно позволяет нам разобраться в себе, найти взаимодействие с окружающим нас миром, социумом.
Лектор подробно раскрыл основные факторы развития личности, рассказал, как на формирование человека влияют его генетические особенности, социальная среда и внутренние ценности.
— Наша с вами задача — людей, которые занимаются воспитанием — настраивать самосознание ребят в положительную сторону. Это не значит, что им на пути не встретятся люди с другими взглядами, но внутренний стержень должен быть настроен так, чтобы он отчуждался от плохого и идентифицировался с хорошим, — добавил спикер.
Одной из центральных идей встречи стал тезис «Основа внутренней позиции личности — самосознание ребёнка». Виктор Басюк отдельно раскрыл для аудитории сущность пяти основных структурных звеньев самосознания, а это: имя и отношение к телу, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности и социально-нормативное пространство личности.
— Мир каждого ребёнка разнообразен, но самое главное, что очень часто в школе об этом даже не знают. Дать возможность показать, что ребенок является многогранной личностью — очень важный воспитательный момент. Наша задача — признать каждого ребёнка, — подчеркнул гость форума.
Дискуссия с аудиторией получилась очень живой. В завершении выступления Виктор отметил, что главное искусство педагогической деятельности заключается в том, чтобы стать для ребёнка значимым взрослым — тем человеком, которому он доверяет.